Автор анализирует существующие подходы к определению малых и средних предприятий, сравнивая критерии, установленные российским законодателем, с опытом зарубежных стран. Опираясь на статистические данные, автор приходит к выводу о существовании в России большого потенциала для экономического роста за счет развития малых и средних предприятий. В статье вводится понятие развивающегося малого предприятия, и определяются критерии, указывающие на развитие предприятия.
Определение малых и средних предприятий в Руанде. В руандийском частном секторе есть три ведущих сектора. Это подсектор сельского хозяйства, подсектора промышленности и подсектора микробизнеса. Подсектор микробизнеса является составной частью экономики Руанды, о которой наименее известно.
Предприятия, как правило, являются неформальным сектором, в основном: использование рудиментарного оборудования или инструментов, трудоустройство членов семьи и небольшое количество сотрудников. Руандийские мелкие бизнесмены или промышленники могут быть названы как исследуемые и отображающие следующие характеристики.
В настоящее время способность малых предприятий вносить существенный вклад в развитие экономики не вызывает сомнений. В связи с этим усиливается интерес к изучению отраслевой специфики их деятельности, особенностей развития и управления малыми предприятиями, а также предпосылок к преобразованию малых предприятий в средние.
Начальный капитал принадлежит учредителю, не существует обоснованных или рыночных исследований, проведенных в отношении предприятия в этом управлении этим типом предприятия, в значительной степени доминирует ключевой показатель учредителя. Самюэль С и др. Маленькое предприятие обычно считается местным рестораном, салонами красоты, флористами и магазинами по ремонту телевизоров. Действительно, эти виды бизнеса следуют общей схеме малого бизнеса. Они часто нанимают менее 35 человек, и для него бизнес квалифицирован как небольшой, если он имеет один из следующих элементов: если руководство является независимым, то есть если менеджеры являются владельцами бизнеса, если венчурный капитал поставляется человек или небольшая группа людей контролируют собственность, если предприятие мало по сравнению с относительным размером в своей отрасли, если область деятельности в основном локальная.
В этой связи актуальным вопросом является определение понятий малого, среднего и крупного бизнеса. Поиск критериев, позволяющих ранжировать предприятия в соответствии с масштабами их деятельности, объясняется, в том числе задачами государственного регулирования экономики и поддержки хозяйствующих субъектов экономической деятельности.
Фролих и др. Отметили, что в одном из подходов к разграничению мелкомасштабных и среднесрочных операций используются основные средства или количество занятых в качестве меры. Этот критерий отличается от страны к стране, и нет общепринятого определения.
Определение по стоимости активов и количеству сотрудников, всемирные статистики и экономисты относятся к критериям, которые легко измерить. Например, количество сотрудников, продажи и капиталовложения в развивающиеся страны, даже энергетические затраты, являются критериями размера.
С целью решения задачи формирования единой системы статистических наблюдений и обеспечения возможности проведения сопоставимого анализа на межрегиональном и международном уровнях, в рамках Европейского союза ведется ряд исследований, направленных на создание единой системы статистических наблюдений за развитием малых и средних предприятий. При этом в каждой стране - члене Европейского союза - параллельно существуют национальные подходы к определению малых и средних предприятий (далее по тексту - МСП).
Если мы определяем по количеству сотрудников в контексте индустриальной экономики, то чаще всего это означает, что менее 500 сотрудников в развивающихся странах составляют не более 100 сотрудников. По словам Букли, наиболее авторитетное определение малых и средних предприятий было сделано из отчета Болтонского комитета о предприятии, которое было выпущено на небольшом предприятии, как он сказал, как правило, было занято менее 200 человек, а также имело три дополнительных Характеристики: небольшая доля рынка, владельцы работали и лишили личной заинтересованности в бизнесе, а не в составе другого предприятия два года.
Таким образом, в мировой практике применяется несколько подходов к определению малых и средних предприятий. Можно выделить количественный, качественный и комбинированные подходы к классификации малых и средних предприятий. В российском законодательстве установлены количественные критерии, основными из которых являются численность работников, вне зависимости от отраслевой принадлежности, а также размер выручки субъектов предпринимательской деятельности. Определены следующие значения для классификации предприятий (см. табл. 1).
Мы идентифицируем МСП как малые и средние предприятия, но за лингвистическим аспектом следует учитывать законодательную концепцию МСП, поскольку они имеют другой набор прав от остальных компаний или могут получать доступ к пособиям, субсидиям или каналам конкретное финансирование.
Чтобы быть МСП, необходимо ли иметь структуру бизнеса и сотрудников или бизнес, эксплуатируемый одним человеком, можно классифицировать как МСП? Европейская комиссия указывает, что компания является субъектом, осуществляющим хозяйственную деятельность, независимо от ее юридической формы. Поэтому факт входа в классификацию МСБ не является решающим для того, чтобы быть автономным, профессиональным или торговым обществом.
Таблица 1 - Классификация предприятий
Одним из достоинств количественных критериев является удобство их использования для статистического наблюдения. Количественные критерии легко могут быть изменены в соответствии с реалиями экономики (изм
vctn.ru
Чтобы определить, по каким критериям оцениваются малый, средний и крупный бизнес, следует учитывать целый набор факторов и показателей. Для определения категории, к которой относится субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, используются конкретные критерии. Среди них следует выделить такие показатели, как численность сотрудников, годовой оборот (полученная выручка), сумма баланса, а так же независимость.
Малый бизнес — вид деятельности, опирающийся на функционирование небольших фирм, формально не состоящих в объединениях. Его субъектами в России являются потребительские кооперативы, внесенные в единый реестр юридических лиц, коммерческие организации (исключая государственные и муниципальные унитарные предприятия), а также физлица, зарегистрированные в едином реестре индивидуальных предпринимателей, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и фермерские хозяйства, которые соответствуют критериям, описанным ниже.
Средний бизнес играет менее заметную роль в общей структуре предпринимательской деятельности страны. Он нестабилен, потому как конкурирует и с крупным, и с малым одновременно, в итоге либо перерастая в крупный, либо исчезая вообще. Исключением являются фирмы, выпускающие какую-либо специфическую продукцию для постоянного потребителя (производители инвалидной техники, ремонтники городских часов и так далее).
Крупный бизнес наиболее прочен, по сравнению со средним и малым. Монополизация рынка дает ему возможность поставлять дешевую продукцию для масс, способную удовлетворить потребности широкого круга потребителей.
Безусловно, законодательство каждой страны допускает различные максимальные и минимальные значения для деления бизнеса, однако основные критерии, в подавляющем большинстве случаев, остаются неизменными и характерны для самых разных государств.
Под численностью сотрудников имеется ввиду среднегодовое количество работников, занятых на конкретном предприятии. Соответственно, в разные месяцы этот показатель может значительно отличаться. Это связано с тем, что отдел персонала обязан строго следить за соблюдением допустимой нормы, так как в противном случае может потребоваться перевод предприятия в другую категорию.
Так же, большую роль играет годовой оборот. Пожалуй, данный показатель является одним из самых основных. Ведь, как правило, масштабы бизнеса проще всего понять, именно ознакомившись с результатами работы, представленными в виде конкретных цифр. Это относится и к максимальной сумме баланса.
В некоторых случаях, повлиять на статус может и вид осуществляемой деятельности. Это связано с тем, что, к примеру, для малого бизнеса могут быть предусмотрены определенные льготы, которые могут быть неприменимы к целому ряду предприятий.
Определение статуса происходит на основании отчетности, которая подготавливается представителями каждого субъекта предпринимательской деятельности и передается представителям налоговых служб. Это говорит о том, что ответственность за достоверность информации и ее актуальность лежит исключительно на руководителях предприятий. В случае, если со временем, показатели возрастают или снижаются, и не удается достичь соответствия тем критериям, которые предусмотрены для присвоения определенного статуса, происходит его изменение. Это, в свою очередь, влечет за собой ряд нововведений. К таковым можно отнести иное налогообложение, ведение бухгалтерского учета и так далее.
В этом году в мире произошли глобальные политические процессы, повлекшие за собой изменения в мировой экономике, а также совершении ряда сделок в сфере купли/продажи бизнеса. На сегодня наибольшую активность показывает российский бизнес. Введение ряда санкций против России подталкивает владельцев бизнеса к продаже бизнеса в иных странах и выведению активов в надежные места. Однако купить бизнес сегодня легче, чем продать – рынок буквально переполнен предложениями. Тем не менее, существуют правила продажи бизнеса, которые помогут сделать сделку по продаже безопасной и не повлечь за собой неприятности.
Надо обратить внимание на то, что если у компании меняется учредитель, то он более не несет гражданско-правовую ответственность по долгам и обязательствам компании. То есть, приобретая компанию, покупатель приобретает и ее долги. Помимо этого, сделки по продаже бизнеса привлекают тщательное внимание налоговых органов. Это связано с тем, что нередко подобные сделки проходят с умышленным занижением суммы сделки для укрытия от уплаты налогов. Особенно это актуально, если у предприятия имеется задолженность перед контрагентами или бюджетом. В этом случае проверка неминуема.
Для того чтобы подобные сделки прошли безопасно необходимо провести ряд мероприятий. Для начала надо реструктурировать долги предприятия, если таковые имеются. Также следует поставить в известность кредиторов и инвесторов компании о будущей смене руководства. Это нужно сделать для того, чтобы никто в будущем не смог обвинить вас в тайной продаже компании и ходатайствовать о налоговой проверке.
Также следует осуществлять сделку по передаче долей уставного капитала компании не сразу, а по частям. Поэтапная продажа бизнеса, как правило, вызывает меньше вопросов у налоговых служб, чем единоразовая.
Желательно для продажи бизнеса привлечь к процедуре хотя бы одно посредническое звено. Это абсолютно законно и решает ряд проблем. Посредник не должен быть заинтересован в проведении сделки в ту или иную пользу. Это позволит, с помощью посредника, прийти к решениям, удовлетворяющим обе стороны. К тому же продавец может быть не уверен в юридической чистоте компании покупателя.
Придерживаясь подобных правил в проведении сделки купли/продажи, риск быть обманутым значительно снижается, а вероятность положительного оформления сделки увеличивается.
1 442 просмотров
madcash.ru
Добавим, что с 30 июня была отменена периодичность установления Правительством РФ предельного размера годовой выручки для целей отнесения организаций и ИП к малым и средним предприятиям (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации «).
«Эта градация, представленная правительством, соответствует современным мировым показателям», — говорит Андрей Шубин, юрисконсульт «ОПОРЫ России».
В первую очередь законодательное установление второго критерия отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому и среднему бизнесу позволит начать осуществлять реальную государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, считают эксперты.
Предпринимательство следует разделять на крупный, средний и малый бизнес.
Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Критерий 2. По средней численности работников.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Критерий 3.
Свою принадлежность к определенному статусу должны подтверждать сами субъекты предпринимательства. Такой позиции придерживается, например Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, сообщив в письме от 17.05.2008 г. за № 04-2-2/5-5319, по результатам рассмотрения письма Агентства Республики Казахстан от 16.04.08 г.
ins-help.ru