Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса
Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического лица. С помощью средств индивидуализации возможно выделение конкретного юридического лица из массы всех других организаций. Большое значение имеют такие средства индивидуализации юридического лица, как его наименование, место нахождения, деловая репутация. В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса, как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) употребляется выражение «место нахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» организации.
Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий «фактический» и «юридический адрес» не содержится в действующем законодательстве.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, то есть если фактический и юридический адреса не совпадают, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно, если три понятия: законодательно используемое понятие «место нахождение», «юридический адрес» и «фактический адрес», так сказать, совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.
Казалось бы, все просто – место нахождения юридического лица определено в ГК РФ. Однако, не все так однозначно: ведь многие не отождествляют понятие «место нахождения» с понятием «юридический адрес»! Когда-то практика выработала этот понятийный инструмент, однако до сих пор не поняла, как его применить и раскрыть его значение в однозначном смысле. Это понятие можно определить как своеобразную правовую фикцию. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное их место расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия – в другом районе). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я № 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия с целью проведения проверки.
Со временем понятие «юридический адрес» изжило себя, и сейчас его применение в большинстве случаев является обыденным названием законодательно используемого термина «место нахождение».
Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме, по общему правилу определяется местом его государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться статьей 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Однако, вместе с тем, следует учитывать, что анализ данной статьи допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.
На сегодняшний день весьма спорным вопросом является вопрос о том, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. И, как обычно, позиции налоговых органов и судов расходятся. Так, налоговые органы считают, что место проживания генерального директора, являющегося постоянно действующим исполнительным органом организации, нельзя указывать в качестве юридического адреса. Согласно статьям 288 и 671 ГК РФ, жилое помещение (квартира) предназначено для проживания граждан. Размещение собственником в его жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после того, как жилое помещение будет переведено в разряд нежилых. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Место нахождения юридического лица – это место нахождения его органов. На основании этих положений налоговые органы считают, что место проживания генерального директора не может быть юридическим адресом, ведь генеральный директор – это исполнительный орган.
Однако многие суды такую позицию не поддерживают (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 года №А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу №А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 года №Ф03-А73/06-1/5349 по делу №А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрально округа от 15 мая 2006 года по делу №А54-9251/2005-С21). Суды требуют у налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Только в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации.
Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (статья 316 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.
Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия «юридический адрес» законодательно употребляется понятие «место нахождения». Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.
Ранее устанавливалось, что юридическое лицо должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Так в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» содержались предписания о том, что данные юридические лица должны иметь почтовый адрес, по которому с ними осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Эти пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требуется обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица. Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой «до востребования» или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи. Согласно статье 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы «до востребования» или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового «до востребования» или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.
В связи с тем, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего. Так, регистрирующие органы допускают указание в качестве почтового адреса организации места жительства ее единоличного исполнительного органа (например, генерального директора).
В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождение неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается естественно недействительным в этом случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (подпункт 3.6.1 Приложения № 1 к Приказу МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).
Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И, кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.
Если новый юридический адрес организации находится в пространстве старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в одну налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса складывается из двух этапов:
– подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (смотрите пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
– снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой налоговой инспекции.
Смена фактического адреса – это повсеместное явление. При смене фактического адреса нужно лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех лиц, с которыми организация сотрудничает или собирается сотрудничать.
Сменить почтовый адрес намного проще, чем юридический и фактический вместе взятые. Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без оплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также всем контрагентам. Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении. Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.
velib.com
Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса
Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического лица. С помощью средств индивидуализации возможно выделение конкретного юридического лица из массы всех других организаций. Большое значение имеют такие средства индивидуализации юридического лица, как его наименование, место нахождения, деловая репутация. В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса, как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) употребляется выражение «место нахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» организации.
Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий «фактический» и «юридический адрес» не содержится в действующем законодательстве.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, то есть если фактический и юридический адреса не совпадают, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно, если три понятия: законодательно используемое понятие «место нахождение», «юридический адрес» и «фактический адрес», так сказать, совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.
Казалось бы, все просто – место нахождения юридического лица определено в ГК РФ. Однако, не все так однозначно: ведь многие не отождествляют понятие «место нахождения» с понятием «юридический адрес»! Когда-то практика выработала этот понятийный инструмент, однако до сих пор не поняла, как его применить и раскрыть его значение в однозначном смысле. Это понятие можно определить как своеобразную правовую фикцию. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное их место расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия – в другом районе). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я № 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия с целью проведения проверки.
Со временем понятие «юридический адрес» изжило себя, и сейчас его применение в большинстве случаев является обыденным названием законодательно используемого термина «место нахождение».
Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме, по общему правилу определяется местом его государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться статьей 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Однако, вместе с тем, следует учитывать, что анализ данной статьи допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.
На сегодняшний день весьма спорным вопросом является вопрос о том, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. И, как обычно, позиции налоговых органов и судов расходятся. Так, налоговые органы считают, что место проживания генерального директора, являющегося постоянно действующим исполнительным органом организации, нельзя указывать в качестве юридического адреса. Согласно статьям 288 и 671 ГК РФ, жилое помещение (квартира) предназначено для проживания граждан. Размещение собственником в его жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после того, как жилое помещение будет переведено в разряд нежилых. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Место нахождения юридического лица – это место нахождения его органов. На основании этих положений налоговые органы считают, что место проживания генерального директора не может быть юридическим адресом, ведь генеральный директор – это исполнительный орган.
Однако многие суды такую позицию не поддерживают (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 года №А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу №А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 года №Ф03-А73/06-1/5349 по делу №А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрально округа от 15 мая 2006 года по делу №А54-9251/2005-С21). Суды требуют у налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Только в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации.
Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (статья 316 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.
Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия «юридический адрес» законодательно употребляется понятие «место нахождения». Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.
Ранее устанавливалось, что юридическое лицо должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Так в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» содержались предписания о том, что данные юридические лица должны иметь почтовый адрес, по которому с ними осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Эти пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требуется обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица. Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой «до востребования» или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи. Согласно статье 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы «до востребования» или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового «до востребования» или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.
В связи с тем, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего. Так, регистрирующие органы допускают указание в качестве почтового адреса организации места жительства ее единоличного исполнительного органа (например, генерального директора).
В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождение неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается естественно недействительным в этом случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (подпункт 3.6.1 Приложения № 1 к Приказу МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).
Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И, кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.
Если новый юридический адрес организации находится в пространстве старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в одну налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса складывается из двух этапов:
– подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (смотрите пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
– снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой налоговой инспекции.
Смена фактического адреса – это повсеместное явление. При смене фактического адреса нужно лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех лиц, с которыми организация сотрудничает или собирается сотрудничать.
Сменить почтовый адрес намного проще, чем юридический и фактический вместе взятые. Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без оплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также всем контрагентам. Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении. Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
У большинства компаний юридический адрес и их фактическое местонахождение не совпадают. И, к сожалению, мы уже давно привыкли к тому, что у фирмы может быть одновременно адрес фактический и юридический. Однако определение этих терминов отсутствует в действующем законодательстве.
Раньше налоговые органы, хоть и негласно, но признавали право предприятия на наличие двух адресов: фактического и юридического. Сейчас же ситуация иная: во всю идет борьба с компаниями, которых нет по своему юридическому адресу. Причем различные меры применяются и по отношению к существующему бизнесу и к тем, кто еще в процессе государственной регистрации своего юридического лица. Причем к этой борьбе государство подключило и банки.
Сегодня отказ по юридическому адресу – один из наиболее распространенных отказов в процедуре государственной регистрации и регистрации изменений юридического лица. И в данном случае стоит отметить, что даже если организация уже официально создана или «успешно» зарегистрировала изменения по незаконно указанному в Уставе адресу, у руководителя организации непременно появятся трудности при открытии в банке расчетного счета.
Причиной подобного является то, что сотрудники банка и банковская служба безопасности, как правило, проверяют действительное местонахождение фирмы и ее руководства по адресу юридического лица, который был заявлен при регистрации и указан в Уставе организации.
Сегодня, по сложившейся практике, в случае отсутствия компании по адресу государственной регистрации, предпринимателю банк в открытии расчетного счета откажет. К тому же такая фирма попадет в «черный список» компаний, в свое время предоставивших заведомо ложные сведения о своем реальном местонахождении.
Все это фактически будет являться причислением такого предприятия к разряду «фирм-однодневок», что, безусловно, будет большим препятствием на пути дальнейшего развития предприятия. Так, например, когда появится необходимость в получении кредитов, ссуд либо участия в аукционах, статус недобросовестного предприятия не позволит этого сделать.
У юридического лица может быть лишь один адрес местонахождения: законом не предусмотрено использование предприятием нескольких адресов, исключая адреса представительств, филиалов и других обособленных структурных подразделений организации.
Поэтому не стоит злоупотреблять указывая в документах компании юридический и фактический адрес ООО, ОАО или ЗАО, адреса местонахождения организации, почтового адреса фирмы, адреса для корреспонденции и т.п. Законодательно это не запрещено и правоприменительная практика сложилась таким образом, что все эти понятия уже долгое время широко употребляются в предпринимательской деятельности. И все-таки, чтобы не провоцировать дополнительные проверки и лишний раз не подставлять свой бизнес, таких формулировок лучше избегать.
В случае отсутствия денежных средств на оформление реального договора аренды нежилого помещения или денег на покупку «чистого» юридического адреса, действующее законодательство допускает ситуацию, когда адрес регистрации юридического лица (ООО) – домашний адрес учредителя и генерального директора предприятия.
Для регистрации компании по домашнему адресу заявителя (то есть по месту жительства гражданина) необходимо предоставить в налоговый орган свидетельство на право собственности или согласие самого собственника.
Кроме того, при государственной регистрации фирмы по домашнему адресу учредителя или руководителя предприятия, существует целый ряд ограничений на некоторые виды экономической деятельности. Так, например, использование квартир жилых домов не допустимо для организации производства, строительных и подрядных работ и т.д.
Таким образом, учитывая все вышесказанное: если адрес, указанный в учредительных документах компании, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, мы рекомендуем внести в учредительные документы все соответствующие изменения, указав тот адрес, по которому компания располагается в действительности. Возможен также вариант переезда по тому адресу, который указан в Едином государственном реестре как местонахождение юридического лица. В качестве же временной меры необходимо оперативно реагировать на корреспонденцию, которая поступает на ваш юридический адрес.
www.uradresa.ru
Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса
Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического лица. С помощью средств индивидуализации возможно выделение конкретного юридического лица из массы всех других организаций. Большое значение имеют такие средства индивидуализации юридического лица, как его наименование, место нахождения, деловая репутация.
В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса, как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.
В статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) употребляется выражение «место нахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» организации.
Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий «фактический» и «юридический адрес» не содержится в действующем законодательстве.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.
Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, то есть если фактический и юридический адреса не совпадают, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно, если три понятия: законодательно используемое понятие «место нахождение», «юридический адрес» и «фактический адрес», так сказать, совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.
Казалось бы, все просто – место нахождения юридического лица определено в ГК РФ. Однако, не все так однозначно: ведь многие не отождествляют понятие «место нахождения» с понятием «юридический адрес»! Когда-то практика выработала этот понятийный инструмент, однако до сих пор не поняла, как его применить и раскрыть его значение в однозначном смысле. Это понятие можно определить как своеобразную правовую фикцию. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное их место расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия – в другом районе). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я № 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия с целью проведения проверки.
Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме, по общему правилу определяется местом его государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться статьей 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Однако, вместе с тем, следует учитывать, что анализ данной статьи допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.
На практике часто возникает вопрос, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации.
Минфин Российской Федерации дал положительный ответ в Письме от 3 декабря 2008 года № 03-01-11/5-159, указав, что российское законодательство не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В качестве аргумента Минфин Российской Федерации указал, что соответствии со статьей 288 и пунктом 2 статьи 671 ГК РФ юридические лица могут использовать жилые помещения только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Однако наряду с нормами ГК РФ применяются и нормы Жилищного кодекса, в частности статья 17 ЖК РФ, где указано, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Более того, Минфин напомнил и о сложившейся судебной практике (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2007 года по делу №А33-18496/06-Ф02-3367/07, ФАС Волго-Вятского округа от 17 марта 2006 года по делу №А82-4788/2005-1), где решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц по месту постоянной регистрации физических лиц, представляющих их постоянно действующие исполнительные органы, были признаны незаконными.
Судебная практика также на стороне налогоплательщиков, и суды требуют от налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Однако в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 года №А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу №А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 года №Ф03-А73/06-1/5349 по делу №А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрального округа от 15 мая 2006 года по делу №А54-9251/2005-С21).
Но при этом не стоит забывать о том, что недопустимо размещать офис в квартире. Так, Минфин Российской Федерации в Письме от 10 ноября 2006 года № 03-05-01-04/310 указал, что квартира не может использоваться в качестве офиса до тех пор, пока не будет выведена из жилого фонда.
Согласно пункту 3 статьи 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и ВАС Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также с иным, не связанным с проживанием граждан использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие ГК РФ, могут быть признаны ничтожными по основаниям, предусмотренным статьей 168 ГК РФ.
Но при этом налоговые органы обязаны провести регистрацию организации по месту жительства учредителя или директора (Постановления ФАС Центрального округа от 15 мая 2006 года по делу №А54-9251/2005-С21; ФАС Волго-Вятского округа от 17 марта 2006 года по делу №А82-4788/2005-1; ФАС Дальневосточного округа от 29 июля 2004 года по делу №Ф03-А73/04-2/1820).
Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (статья 316 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.
Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия «юридический адрес» законодательно употребляется понятие «место нахождения». Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.
Ранее от организаций требовалось иметь почтовый адрес, по которому с ними должна была осуществляться связь, и уведомлять регистрирующие органы об изменении своего почтового адреса (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Однако в 2002 году пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требует обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица.
Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой «до востребования» или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи.
Согласно статье 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы «до востребования» или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового «до востребования» или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.
В связи с тем, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего.
В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождение неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается естественно недействительным в этом случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (подпункт 3.6.1. Приложения № 1 к Приказу МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).
Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И, кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.
Если новый юридический адрес организации находится в «поле зрения» старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в одну налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса складывается из двух этапов:
– подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (смотрите пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
– Снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой налоговой инспекции.
Смена фактического адреса – это повсеместное явление. При смене фактического адреса нужно лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех лиц, с которыми организация сотрудничает или собирается сотрудничать.
Сменить почтовый адрес намного проще, чем юридический и фактический вместе взятые. Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без оплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также всем контрагентам. Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении.
Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
woprosi.ru
С понятием Юридического и фактического адреса сталкиваются практически все предприниматели на стадии организации, регистрации и ведения своего бизнеса. Поэтому нелишним будет более детально разобраться в этих терминах.
Предприятие любой формы собственности в регистрационных документах обязано указать «место нахождения юридического лица». Именно этот адрес и будет считаться юридическим, хоть в законодательстве данное понятие не закреплено. Именно сюда будет приходить вся корреспонденция (в том числе от контролирующих инстанций), также данный адрес будет указываться во всех отчетах и деловом документообороте. А вот фактический адрес – это конкретное местоположение предприятия.
В идеале фактические координаты нахождения фирмы и должны быть указаны при регистрации предприятия и постановке его на учет в налоговых органах. То есть фактический адрес = юридическому. Но на практике разделение этих двух понятий может произойти по ряду факторов:
Важно помнить, что налоговая служба периодически ( в ходе выездной проверки) проверяет действительность заявленных данных. Поэтому, в случае разделения адресов, нужно принять ряд мер, которые сведут к минимуму негативные последствия для предприятия.
Во-первых использовать только проверенного арендодателя. На практике предприниматели часто сталкиваются с проблемой недобросовестных собственников недвижимости, которые в погоне за наживой сдают один и тот же юр. адрес нескольким арендаторам. В результате чего данный адрес могут признать «массовым» и отказать субъекту хозяйствования в регистрации. Либо данный субъект вызовет подозрение со стороны контролирующих инстанций и, как следствие, выездную проверку. Ознакомиться с перечнем адресов массовой регистрации можно на официальном интернет-ресурсе ФНС РФ. Также следует убедиться, что по данному адресу действительно расположено здание (помещение, офис), что оно достроено и сдано в эксплуатацию, а не существует исключительно на бумаге.
Во-вторых позаботьтесь о наладке почтового сообщения с арендуемым вами юридическим адресом. Очень важно чтобы Вам своевременно передавалась вся корреспонденция, извещения из фондов, запросы налоговой, так как документы от ФНС считаются полученными по прошествии 6-ти дней, с даты их фактической отправки заказным письмом. И неважно получена ли направленная корреспонденция адресатом или нет.
Несовпадение адресов может нести крайне негативные последствия для организации. Так, если компания, будет уличена налоговиками в том, что ее исполнительный орган не расположен по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, то ей грозит:
Отказ в банковском обслуживании. Согласно действующему законодательству банковские структуры обязаны идентифицировать лиц, которым предоставляют обслуживание. В частности устанавливать фактическое местонахождение обслуживаемого юридического лица. При выявлении противоправных действий (несоответствие заявленного местонахождения фактическому) банк вправе отказать юридическому лицу в открытии расчетного счета или заблокировать доступ к системам интернет-банкинга у уже существующих клиентов.
Ликвидация предприятия, как юридического лица. Регистрирующий орган вправе подать прошение в арбитражный суд с требованием ликвидировать юридическое лицо в случае, если будет установлено, что действительное местонахождение субъекта не совпадает с адресом, указанным им при регистрации. Предварительно директору и учредителям направляются письма с просьбой в указанный срок предоставить достоверную информацию о местонахождении организации. Если ответ не будет предоставлен, то дело передается в суд.
Признание фактического адреса обособленным подразделением. Согласно пункту второму статьи одиннадцатой НК РФ любое подразделение, находящееся не по фактически зарегистрированному в ЕГРЮЛ адресу и в котором оборудованы стационарные рабочие места, может считаться обособленным подразделением юридического лица. Предприятия обязаны сообщать в налоговую инспекцию о появлении такого подразделения в срок не превышающий один календарный месяц с даты его создания. Независимо от того внесете Вы данное подразделение в свои учредительные документы или нет, суд может вынести решение о незаконности ведения деятельности через незарегистрированные ОП. В таком случае Вам грозит штраф в размере десяти процентов от полученного дохода, в ходе ведения неправомерной деятельности.
vchemraznica.ru
Юриди́ческий а́дрес — термин, укоренившийся в деловом обиходе в Российской Федерации, однако, не определенный в законодательстве. В обиходе часто употребляется, как синоним адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с таким лицом осуществляется связь.
Аналоги термина «юридический адрес» в праве других государств неизвестны.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «юридический адрес», тем не менее, этот термин укрепился в деловой речи и даже присутствует иногда в официальных документах.
Сомнительность термина Юридический адрес вытекает, как минимум, из двух оснований:
В обывательском обиходе часто упоминается не только «адрес» юридического лица", но, также, и «адрес» физического лица. Это — в равной степени абсурдное применение термина «адрес». Физическое лицо, как и юридическое, не имеет адреса. Оно имеет место жительства (пребывания, нахождения), которое, в свою очередь, может иметь адрес.
Гражданское законодательство Российской Федерации вводит условное понятие места нахождения юридического лица. Таким местом нахождения согласно статье 54 ГК РФ является место государственной регистрации юридического лица. При этом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа этого лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.[1]. Термин «Адрес», при этом, не используется. Законодатель умышленно вводит условное понятие место нахождения юридического лица, условно определяемое всего лишь местом его государственной регистрации, но не связываемое с конкретным адресом[2].
Термин «Фактический адрес», также часто используемый в обывательском обиходе, наряду с термином «юридический адрес», не является правовым термином. У юридического лица не может быть адреса, а тем более двух: «юридического» и «фактического». В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) существует запись об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (например, директора), по которому с ним осуществляется связь. Никаких иных «адресов» в ЕГРЮЛ не существует[3].
Между тем, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в случае изменения сведений о юридическом лице, включенном в ЕГРЮЛ, такое лицо обязано в течение трех рабочих дней сообщить об этом регистрирующему органу в установленном порядке для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Это, в частности, касается и сведений об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Таким образом, если даже понимать под юридическим адресом адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то расхождение такого адреса с фактическим адресом места нахождения этого органа не может продолжаться во времени более трех рабочих дней. Нарушение этого порядка влечет за собой привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[4]
В некоторых нормативных правовых актах Российской Федерации присутствует термин «юридический адрес». В частности, упоминание этого термина (без его расшифровки) содержится в законах Российской Федерации «Об исполнительном производстве», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и некоторых других. Применение этого термина в упомянутых актах законодательства свидетельствует о низком уровне правовой подготовки российского законодателя.
dal.academic.ru