Специальная оценка условий труда организации. Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда. Специальная оценка условий труда организации


права и обязанности ее участников

 

 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ СОУТ

  Организация вправе:

1) отказаться от проведения СОУТ в том случае, если при ее проведении возникла или потенциально может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации (по мнению экспертов АНО «Институт безопасности труда», аналогичная норма, действовавшая применительно к аттестации рабочих мест, была причиной непрерывного статистического роста числа занятых на «опасных условиях труда») <Нормативно-технический анализ Федерального закона «О специальной оценке условий труда». М.: АНО «Институт безопасности труда», 2013. URL: http://ohsi.ru/upload/iblock/423/423d263ebd3a44296aa14e7a4db32400.pdf>; 2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.   Обязанности организаций, осуществляющих проведение СОУТ:

1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах; 2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ;3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений; 4) не приступать к проведению СОУТ либо приостанавливать ее проведение в случаях: а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения СОУТ; б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ; 5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности (ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ) <См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. 2015. 17 марта>.   В соотношении прав и обязанностей организаций, осуществляющих проведение СОУТ, очевиден дисбаланс: количество прав несравнимо меньше обязанностей. По мнению отдельных исследователей, подобное соотношение прав и обязанностей организаций, проводящих СОУТ, объясняется преимущественно императивным характером норм института охраны труда и огромной важностью для государства и общества соответствующих правоотношений <Кирсанов Р.В. Правовое положение организации, осуществляющей специальную оценку условий труда // Вестник Омского ун-та. Серия «Право». 2015. № 1 (42).  Согласно ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ, обязанности экспертов организаций, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 27, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах).   К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее – сертификат эксперта).   Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать требованиям, установленным в ст. 20 Федерального закона № 426. Процедура аттестации на право выполнения работ по проведению СОУТ, а также порядок выдачи и аннулирования сертификатов экспертам регулируются Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования» <СЗ РФ. 2014. № 28. Ст. 4057>.   Организации, проводящие СОУТ, и эксперты таких организаций независимы и руководствуются в своей деятельности нормами ТК РФ, Федерального закона № 426-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих СОУТ <Такая формулировка данной нормы не точна, ибо организации, осуществляющие проведение СОУТ, должны следовать еще и условиям гражданско-правовых договоров, заключаемых с работодателями. – Прим. авт.>.  

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.

  1. Работодатель вправе:

– требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения; – проводить внеплановую СОУТ в порядке, установленном Федеральным законом № 426-ФЗ; – требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона; – обжаловать в порядке, установленном ст. 26 Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.   2. Работодатель обязан:

– обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона; – предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения СОУТ; – не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения; – ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; – давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте; – реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ.   Итак, обязанности по обеспечению проведения СОУТ возлагаются на работодателя. В связи с этим вряд ли правильны судебные иски, которые предъявляются к руководителям организации.

   

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

www.kiout.ru

Специальная оценка условий труда (СОУТ) : Группа компаний Безопасность

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (за исключением отдельных положений). В соответствии с новым законом предусматривается полная замена процедуры аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда.Он был разработан правительством в целях преодоления негативных тенденций в сфере охраны труда, а также во исполнение поручения Президента Российской Федерации и Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы страны.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом эффективности мер защиты.

Оценке подлежат все рабочие места работодателя, кроме надомников, дистанционных работников, работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

По результатам СОУТ устанавливается класс условий труда:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

От класса зависит компенсация работнику, а также размер страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации со стороны работодателя. Чем хуже условия труда, тем выше дополнительный тариф страхового взноса. При установлении по результатам СОУТ оптимального или допустимого класса, тариф равен нулю. Испытательная лаборатория ООО ИК «Экопромпроект» аккредитована на техническую компетентность и независимость Федеральной службой по аккредитации (Россакредитация) — аттестат аккредитации     №РОСС RU.0001.21АЛ43. Состоит в Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда Минтруда России (рег.№36 от 06.05.2015г.).

Испытательная лаборатория оснащена современными измерительными приборами, укомплектована квалифицированным персоналом, полным перечнем нормативной документации для проведения измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах.

Комплекс услуг по спецоценке условий труда включает работы от составления перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ до подготовки проекта плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

В соответствии с областью аккредитации специалисты лаборатории проведут измерения физических, химических факторов производственной среды, оценку напряженности, тяжести трудового процесса, обеспеченности СИЗ на рабочих местах.

Работы выполняются в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», действующими нормативными актами РФ в области специальной оценки условий труда, в области охраны труда.

Испытательная лаборатория гарантирует защиту результатов работы в период действия отчетных материалов по спецоценке условий труда.

В числе наших клиентов организации различного профиля: администрации муниципальных районов, Якутская Городская дума, АО «Саханефтегазсбыт», АО «Сахатранснефтегаз», АО «ЯТЭК», АО «ЯЭРК», АО «Туймааданефтегаз», ООО «Мечел-Ремсервис», ГУП «ТЦТР» РС(Я), медицинские учреждения, учреждения образования и культуры (детские сады, школы, культурные центры) и многие другие.

center-gkbezopasnost.ru

Спецоценка условий труда

В этом разделе мы объединили материалы, касающиеся такой важной темы, как специальная оценка условий труда организации (с 2014 года эта процедура заменила аттестацию рабочих мест). Здесь вы найдете правовые акты, образцы локальных нормативных актов и документов, которыми регламентируется спецоценка условий труда.

Материалы этого раздела помогут вам найти ответы на следующие вопросы:

  • Каким законом регламентируется специальная оценка условий труда;
  • С какой целью проводится специальная оценка условий труда организации;
  • Существует ли единая методика, по которой проводится спецоценка условий труда;
  • Является ли специальная оценка условий труда обязательной для всех рабочих мест;
  • Какие организации имеют право проводить специальную оценку условий труда на предприятии;
  • Как часто проводится спецоценка условий труда, и в каких случаях потребуется ее внеплановое проведение;
  • Какие документы необходимо оформить после того, как проведена специальная оценка условий труда.

Работодателю следует учесть, что специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке для всех организаций, исключение делается для некоторых категорий работников. Кроме того, спецоценка условий труда и идентификация потенциально опасных производственных факторов не проводится для тех категорий рабочих мест, трудовая деятельность на которых предполагает начисление досрочной трудовой пенсии по старости и тех, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные условия труда.

Спецоценка условий труда проводится сертифицированными организациями совместно с членами комиссии, назначаемыми от предприятия, на основании соответствующего приказа. После ее проведения организация-подрядчик составляет отчет. Если специальная оценка условий труда на предприятии не идентифицировала вредные факторы и не выявила их влияние на участников производственного процесса, работодатель должен подать в надзорные органы декларацию о соответствии условий труда тем требованиям, которые установлены государственными нормативами.

Подписавшись на журнал «Справочник специалиста по Охране труда», вы сможете своевременно получать актуальную информацию по всем вопросам, связанным с безопасностью условий труда и быть в курсе всех изменений в законодательстве, касающихся этой темы.

www.trudohrana.ru

Специальная оценка условий труда • СОУТ

Специальная оценка условий труда • СОУТ

1. Что такое специальная оценка условий труда • СОУТ

2. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

3. Комиссия по проведению специальной оценки условий труда

4. Кто проводит специальную оценку условий труда

4.1. Допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда

4.2. Выдача сертификата эксперта по специальной оценке условий труда

5. Права и обязанности участников СОУТ

6. Проведение специальной оценки условий труда

6.1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов

6.2. Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов

6.3. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

6.4. Классификация условий труда на рабочих местах

6.5. Отчет о результатах проведения специальной оценки условий труда

6.6. Передача сведений о результатах специальной оценки условий труда

7. Декларирование соответствия условий труда

8. Экспертиза качества специальной оценки условий труда

9. Опасные и вредные производственные факторы

10. Компенсации за работу с вредными условиями труда

websot.jimdo.com


Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области